В прошлой статье я пытался как-то описать людей, которые любят деньги и которых любят деньги. На сей раз поговорим о них же количественно. Как-никак деньги и их владельцы любят счет.
В этом году русский "Форбс" опубликовал странный список — 88 человек. И пояснил: "Обычно в майском номере Forbes публикуется рейтинг 200 богатейших бизнесменов России, но в этом году из-за неопределенной ситуации на рынках ("спецоперация на Украине", последовавшая остановка торгов на Московской бирже с 25 февраля по 24 марта. — Л.Р.) мы решили ограничиться обладателями миллиардных состояний".
Бизнес — дело текучее, а "Форбс" не оставляет своих героев без присмотра, считает деньги онлайн.
С 11 марта (дата "отсечки" для подсчета состояний "форбсов") по 11 мая картинка резко изменилась. В марте "Форбс" посыпал страницы пеплом: по сравнению с 11 марта 2021 г. число миллиардеров уменьшилось со 123 до 88, а суммарный капитал — с 606 млрд до 353, больше чем на 40%! Зато за следующие 2 месяца волна резко взлетела вверх: в России оказалось 98 миллиардеров, а капитал вырос до 450 млрд, на 27%! Да, "если есть в кармане пачка сигарет, значит, все не так уж плохо на сегодняшний день". И это при том, что "Форбс" наконец-то навел порядок в своем хозяйстве: из списка "русских" бизнесменов к маю исключили П. Дурова, братьев Бухман, Н. Сторонского, Ю. Мильнера, Л. Богуславского, В. Кипяткова, А. Андреева. Все эти люди не только давно не живут в России и имеют иностранные паспорта, но, что много важнее, их бизнес никак не завязан на РФ. Не слишком приятный, но давно известный факт: интернет-компании часто создаются выходцами из нашей страны, но не очень хорошо в ней приживаются. В последние месяцы, в связи с резким изменением политического климата, перечисленные бизнесмены постарались окончательно (впрочем, что в бизнесе бывает "окончательным"?) перерезать пуповину, связывавшую их со "страной рождения".
Как бы то ни было, теперь в "русском списке" значатся люди, которые, может быть, и не все живут в России постоянно, но по крайней мере бизнес которых точно находится в основном в РФ.
С чем же, однако, связан столь бурный "взлет капиталов"? Данные Росстата еще не опубликованы, но боюсь, что роста ВВП в марте — мае не было… Да и про себя подавляющее большинство из читающих данный текст — рискну предположить! — не скажут, что так уж круто разбогатели с начала "спецоперации". Но в действительности причина виртуального обогащения вполне проста: 11 марта, когда "Форбс" считал капитализацию компаний в долларах, был самый неудачный день: доллар стоил 133 руб.! Ну а сейчас доллар — дешевле 70 руб. Соответственно, при пересчете капитализации в долларах все и выросло — даже странно, что всего на 27%. Ну а на вопрос "с чем связаны такие "русские горки" валютного курса?" я, естественно, отвечать не возьмусь. Это все — к ЦБ, но в любом случае к реальной экономике это мало относится. Правда, тут же возникает следующий пункт: а что нынче есть "реальная экономика"? Капитализация Apple, выросшая с 1 трлн долл. (2018) до 3 трлн в январе 2022-го?! Капитализация "Газпрома" меньше 100 млрд долл.? Цены в магазине? Платы по ЖКХ? Рост ВВП? Физические объемы производства и потребления? Конечно, в понятие "реальной экономики" входит все это и еще миллионы иных показателей, но вот как они складываются в общий пазл — не знает, естественно, никто. Экономика — не просто живой, но еще и виртуальный, воображаемый, "выдуманный" нами (и для нас, и против нас, и помимо нас) процесс. Его непонятность и рождает чудовищ в виде унылых "теорий заговора Рокфеллеров — Ротшильдов"…
Но вернемся к нашим тельцам, а то далековато отъехали, пожалуй.
Перевести на язык грубой реальности "капитализации", конечно, трудновато. Практического смысла эти цифры точно не имеют: продать свои компании (да еще за доллары!) они не могли бы — ни физически, ни юридически. Но все же какая-то реальность в этих нулях отсвечивает. Об этом, кстати, говорит даже и резкое падение капитала "русских "форбсов" после начала военной операции на Украине: за февраль их число уменьшилось со 140 до 88! Как пишет "Форбс", состояние каждого из пяти первых превышало 30 млрд, а на 11 марта N 1 В. Лисин "весил" чуть больше 18 млрд. (Кстати, на 11 мая — уже больше 25 млрд, а обогнавший его В. Потанин "стоил" уже дороже 28 млрд — 46-е место в мире.) Но разве и мы все не знаем (а многие и почувствовали), что положение в самой что ни на есть реальной экономике стало тяжелее, а к концу года обещают еще значительный спад ВВП и уровня потребления?
Другой пример.
2004 г. Первый "Форбс". Состояние "золотой сотни" — 140 млрд, самый дешевый "входной билет" стоит 210 млн, а в первую "бриллиантовую десятку" — 3,9 млрд.
2008 г. Капитал "золотой сотни" — 522 млрд, "входной билет" в сотню стоит 1,1 млрд, а в первую десятку — 13,7 млрд (учтем еще, что доллар-2008 и доллар-2022 сильно различаются, инфляция составила за эти годы почти 10%).
Зато в 2009-м — падение первой сотни "стремительным домкратом", за год обратно — с 520 до 142 млрд, входной билет — 400 млн, в первую десятку — 3,5 млрд.
"Их нравы"? Да. Но разве все мы (ну, почти все) не полетали в эти годы на тех же качелях, хоть и с несопоставимым размахом? 2008-й был, пожалуй, высшей точкой взлета неистового русского капитализма. Нефтедолларовый прилив поднял — в разной мере, естественно, — и 200-метровые яхты, и самодельные лодчонки… Один мой знакомый привел, может быть, более точную метафору. "Представь высотку. На самом верхнем этаже — главбосс. К нему заносят мешки золота. Когда пол не выдерживает, он проваливается, золото валится на этаж ниже, к следующему боссу. Когда там все наполнено, опять пол проваливается и просыпается еще ниже. И так до нашего с тобой подвала очередь дойдет". Можно и другие образы находить: от артерии до самых мельчайших капилляров деньги дорожку найдут. Ну а в плохой ситуации — и уйдут. Причем такого резкого (почти в 4 раза за год!) падения доходов и сбережений для большинства все-таки, наверное, не было: ураган рвет дубы, но лишь гнет траву. Так что же: у кого суп пуст, у кого жемчуг мелок, а кривая движения — общая?
Но все-таки, перефразируя известное выражение, сказать: "Никогда не спрашивай, чьи это деньги. Они — твои тоже" — это было бы, пожалуй, слишком оптимистичное заявление. Как ни вглядывайся, но между бубликом и дыркой от бублика разница есть. Хоть, может быть, и не антагонистическая, не игра с нулевой суммой.
Однако, так или иначе, статью надо заканчивать. А о трудной судьбе отдельных "форбсов" так и не успели сказать. Может, в следующий раз?