0.5 C
Москва
Суббота, 23 ноября, 2024

Пока Киев уговаривает Запад продолжить зерновую сделку, Россия разносит одесский порт, а засуха уничтожает урожай

ТОП ЗА НЕДЕЛЮ

Судоходство в зоне военных действий рискованно, и страховые компании просто откажутся страховать груз

Идея Владимира Зеленского продолжить зерновую сделку без России не находит поддержки у союзников Украины. Ранее он заявил, что обсудил с генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем необходимость сохранения Черноморской зерновой инициативы.

«Договорились с господином Гутерришем работать вместе с ответственными государствами, чтобы восстановить продовольственную безопасность и поставки продовольствия путями в Черном море», — написал он на своей странице в одной из соцсетей.

Свои планы Зеленский подтвердил и в интервью африканским журналистам. По его словам, к нему уже обратились судовладельцы, готовые продолжать поставки украинского зерна, если «Украина выпустит, а Турция будет пропускать».

«Я дал распоряжение нашему Министерству иностранных дел — после официального сигнала Российской Федерации — подготовить наши официальные сигналы в Организацию Объединенных Наций и Турцию для того, чтобы они мне ответили как президенту Украины, что они готовы продолжать нашу инициативу», — добавил он.

Партнеры Киева энтузиазм украинских властей, похоже, не разделяют и пока ограничиваются призывами к России возобновить сделку. Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обещал обсудить вопрос с Владимиром Путиным, пока же главы МИД двух стран рассмотрели варианты поставок зерна нуждающимся странам без участия Киева и Запада. По информации агентства Bloomberg со ссылкой на турецкого чиновника, вряд ли украинским властям можно рассчитывать на поддержку Турции относительно военного сопровождения судов, выходящих из украинских портов.

«Это был бы крайне рискованный шаг для Турции, и страна вряд ли станет вмешиваться, по словам чиновника, знакомого с этим вопросом. Турция не стала бы подвергать риску свои военно-морские корабли для оказания помощи судам из Украины, и вместо этого она сосредоточена на возобновлении сделки с участием России», — пишет издание.

После отзыва Россией гарантий безопасности судоходства в Черном море и нанесения в последние дни масштабных ударов по Одессе, в частности, по портовой инфраструктуре, в Анкаре наверняка проявят еще большую осторожность, да и портить отношения с Москвой там вряд ли настроены. Поостерегутся от авантюрных действий и судовладельцы, и страховые компании. Да и мины в фарватере никуда не делись.

Не спешат кидаться на помощь и в Вашингтоне. Руководитель пресс-службы Госдепартамента Мэттью Миллер сообщил, что вопрос обсуждается с украинскими и европейскими коллегами и США собираются «сделать все, чтобы помочь Украине найти решение по восстановлению поставок зерна». Представитель Госдепа также добавил, что все рассматриваемые альтернативы «далеки от идеала».

В России не скрывают, что зерновая сделка без участия России несет риски и предлагают обратиться с вопросами к военным.

«Здесь, безусловно, вопрос, который нуждается в комментарии со стороны наших военных, ведь речь идёт всё-таки о зоне, которая непосредственно приближена к району боевых действий. И без соответствующих гарантий там возникают определённые риски. Поэтому если будет что-то оформляться без России, то эти риски должны учитываться. Здесь мы не можем сказать насколько и какие страны готовы на себя эти риски брать», — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.

Еще один неприятный сюрприз Киеву преподнесли европейские партнеры, которые решили продлить запрет на импорт украинского зерна после 15 сентября.

Ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин напомнил, что Россия проводит на территории Украины СВО и без согласования с Москвой отправлять или принимать суда через Черное море Киев не сможет.

— Кто знает, что они отправляют? Может не зерно, а вооружение. Каждое судно надо досматривать, проверять и, следовательно, без нас никуда.

Вопрос еще и в том, что эта зерновая сделка стала как Минские соглашения, потому что столько раз уже делали различные заявления о ней, и вроде как приостанавливаем, но готовы вернуться. Факт то, что реально по сообщениям Зернового союза мы уже себе ущерб в миллиард долларов нанесли.

Читайте также:  Рон Пол: Так была ли «тайная миссия» Илона Маска? Жаль, если не было

Кроме того, мы выполнили все обязательства, а Запад ни одного, только обещает. Сделка всегда подразумевает обязательства двух сторон. И наконец, бедные африканские страны получили мизер, а всё в основном досталось западным странам, транснациональным корпорациям.

Какой резон тогда участвовать в ней? Как жест доброй воли, чтобы начать переговоры с Западом и перейти к обсуждению каких-то более глобальных проблем? Так Запад, наоборот, строит козни, нанесли второй удар по Крымскому мосту. В этих условиях стоит ли вообще совершать какие-либо сделки со странами, которые открыто говорят о нанесении России стратегического поражения на Украине?

«СП»: А какие-то альтернативы этой зерновой сделке сейчас у Украины и Запада есть? Вой они подняли страшный.

— Про альтернативы не могу сейчас сказать, разве только по суше, но вопрос в том, что на территории Украины идет СВО. Альтернативы под риском. Если мы будем создавать проблемы, то какие альтернативы?

Вопрос в нашей позиции — мы будем создавать проблемы или беспрепятственно давать Украине вывозить зерно?

«СП»: Украинские власти предлагают использовать маршрут через территориальные воды Румынии и Болгарии. Насколько это реализуемо?

— Если будем позволять. Вопрос в этом.

«СП»: Украина предлагает Турции активно поучаствовать в вывозе зерна. Эрдоган планирует обсудить вопрос с Путиным. Насколько реальны двусторонние договоренности?

— Турция отчасти служит модератором переговорного процесса между Россией, Украиной и Западом. Для Эрдогана это вопрос престижа, он решает одну из наболевших проблем. Это вопрос политической субъектности Турции.

Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш считает, что альтернативные варианты вывоза украинского зерна возможны, но это очень опасно.

— Свобода судоходства в зоне потенциальных военных действий не гарантирована. В этом плане, думаю, страховые компании просто откажутся страховать груз в силу слишком высоких рисков.

Теоретически на политическом уровне можно продавить, Турция, например, могла бы пойти ва-банк и на своих судах вывозить украинское зерно, но вопрос даже не в политическом решении, а в бизнесе — готова ли она без страховки это делать.

Эрдоган будет обсуждать этот вопрос с Путиным. У России с Турцией много совместных сюжетов, которые можно обсудить — и атомная энергетика, и газовый хаб, и Сирия. Эрдоган в этом плане сидит на двух стульях и не забывает об этом.

«СП»: И на чем должна настаивать в этом случае Россия?

— Для России в этом плане повышается интерес к коридору «Север-Юг» — через Каспийское море, далее Иран и далее Персидский залив. В этом плане и Турция может ориентироваться на эти возможности. Это один из сценариев.

Второй сценарий — пока гипотетический: сохранится ли Украина как морская держава, что останется от портовой инфраструктуры после массированных ударов. Теперь эта инфраструктура стала легитимной целью. Возникает вопрос насколько даже не на политическом и страховом уровне, а технологическом уровне эти перевозки возможны.

Проблематично, потому что базовую отмашку уже дали США. Они заявили, что на рожон лезть не будут и не хотят рисковать. Думаю, все будут из этого исходить. Ситуация, когда Украину держали любой ценой, после всех неудавшихся контрнаступлений сходит на нет. Циркулируют утечки, что США собираются сократить военное финансирование в 5 раз, а общее — в 8 раз. В этой ситуации всем более-менее понятно, что Украина в какой-то степени будет повторять судьбу Афганистана.

И кстати, о запасах зерна. В свете засухи в этом году возникает вопрос — будет ли что вывозить. Мало что выросло. Если дожди ситуацию не спасут…

НОВОЕ НА САЙТЕ

Яндекс.Метрика