Профессор Катасонов об условиях для индустриализации
В этом году исполнится десять лет с момента присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО). Переговоры о присоединении к организации велись 18 лет: с 1993 по 2011 год. Государственная Дума достаточно долго проводила ратификацию документов, подписанных на переговорах. Наконец, в июле 2012 года президент России Владимир Путин подписал закон о присоединении к ВТО, в августе указанного года Россия стала членом Всемирной торговой организации.
Почему так долго шли переговоры? — В первую очередь, потому что очевидных плюсов членства в ВТО не было видно, а вот минусы были очевидны. «Пятой колонне» пришлось немало потрудиться, чтобы сломить сопротивление тех российских политиков и представителей отечественного бизнеса, которые были против такого вступления. Между прочим, одним из главных лоббистов вступления было Министерство экономического развития РФ.
Напомню, что одним из активных лоббистов вступления России в ВТО был помощник президента РФ Аркадий Дворкович. Видимо, не без его стараний удалось убедить в необходимости членства России в ВТО Владимира Путина. В.В. Путин (на тот момент — глава правительства), выступая с отчетом за 2011 год, заявил: «Многие эксперты, подавляющее большинство экспертов, считают, что нам не модернизировать нашу экономику без вступления в ВТО». Каких экспертов имел в виду Владимир Владимирович? Того же Дворковича, также Германа Грефа (глава Министерства экономического развития РФ в 2000—2007 гг.), Игоря Шувалова (первого вице-премьера правительства в 2008—2018 гг.), Евгения Ясина (научного руководителя Высшей школы экономики) и др. Подобных экономистов ласково называют «либералами», но на самом деле всех их следует именовать «пятой колонной», они расчищали в России почву для захвата ее внутреннего рынка транснациональным капиталом, способствовали (а некоторые и до сих пор способствуют) превращению России в колонию Запада.
Бывший заместитель председателя Счётной Палаты Юрий Болдырев на заявление о том, что Россию нельзя модернизировать без ВТО, ответил тогда, что Китай, Индия, Южная Корея, Франция, Великобритания, Германия и другие страны сначала модернизировались, а уже потом вступали в ВТО. Я вообще напомню азбучную истину, которая прописана в старых учебниках по экономике: ни одной стране не удалось провести индустриализацию без установления высоких таможенных барьеров. Такие барьеры создавали условия для защиты национальных товаропроизводителей от иностранных конкурентов. Известно, что первой индустриализировалась Англия. Ее так называемая «промышленная революция» последних десятилетий 18 века и первых десятилетий 19 века проходила за высоким таможенным забором. И лишь когда Англия стала мировой промышленной мастерской, она стала в 40-е годы позапрошлого века снижать импортные пошлины, добиваясь аналогичного уровня пошлин от своих торговых партнеров для того, чтобы завоевывать рынки последних.
ВТО зарождалась еще на международной конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Тогда было предложено помимо Международного валютного фонда и Всемирного банка также создать организацию, которая бы оказывала содействие в развитии международной торговли. Она была создана 75 лет назад и получила название Генерального соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Организация была призвана содействовать активизации торгового обмена между странами путем снижения таможенных пошлин и предоставления во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
В 1985 году ГАТТ получила новое названием — Всемирная торговая организация. Членами ВТО являются на сегодняшний день 160 государств. Плюс Китайская республика (Тайвань), Гонконг, Макао, Европейский союз. Штаб-квартира ВТО размещается в Женеве.
ВТО внесла большой вклад в глобализацию мировой экономики на рубеже XX и XXI вв. Но в нынешнем веке в процессе экономической глобализации стали возникать перебои, возникли признаки возрождения торгового протекционизма. Вашингтон стал все чаще прибегать к односторонним экономическим санкциям против неугодных ему государств. А это означает попрание международного права (которое предусматривает возможность санкций лишь в случае одобрения Совбезом ООН) и устава ВТО.
Россия стала членом ВТО в 2012 году, а менее чем через два года против нее были применены экономические санкции США и их союзников в связи с возвращением Крыма в состав Российской Федерации. Ущерб страна понесла немалый, членство в ВТО от санкций и ущерба нас не защитило. Плюс к этому Россия несла ожидавшиеся ущербы в результате снижения импортных пошлин, что вело к дополнительному притоку на отечественный рынок импортных товаров и уничтожению остатков российской промышленности.
Более того, ВТО принуждала Россию к выполнению некоторых требований организации, которые еще более ослабляли ее экономику. Запрещалась государственная финансовая поддержка отечественных товаропроизводителей, что квалифицировалось как «нарушение правил справедливой конкуренции».
Из Женевы шли постоянные напоминания, что уровень цен на внутреннем рынке должен примерно соответствовать уровню цен на мировом рынке. Особенно ВТО настаивала на повышении внутренних цен на энергоносители, что, безусловно, ослабляло конкурентоспособность отечественной промышленности (особенно энергоемких производств) и снижало жизненный уровень граждан. США и другие крупные страны Запада постоянно нарушали и продолжают нарушать многие требования ВТО.
Потерпевшие страны-члены пытаются защищаться от таких нарушений через суд ВТО. Но этот суд подозрительно часто выносит вердикты, оправдывающие действия нарушителей. В частности, применяемые Вашингтоном санкции против многих стран мира оправдывают статьей 21 устава ВТО статье ГАТТ, в которой есть понятие «существенные интересы безопасности» (essential security interests). Считается, что, если государство-член ВТО видит угрозу военного характера в свой адрес, она может использовать эту статью в отношении источника опасности. В таком случае происходит отзыв РНБ, что фактически означает введение торгово-экономических санкций.
На сегодняшний день США ввели санкции против следующих стран: Ливия, Мьянма, Сомали, Южный Судан, Судан, Ирак, Ливан, Либерия, Иран, Сирия, Беларусь, Бурунди, ЦАР, КНДР, Д.Р. Конго, Кот д’Ивуар, Россия, Молдова, Йемен, Зимбабве, Куба, Венесуэла, Сербия, Черногория. Итого 25 государств. Эти санкции не оспариваются в ВТО по той причине, что суд ВТО будет оправдывать Вашингтон, ссылаясь на статью 21. В этой связи применительно к уставу ВТО можно применить русскую поговорку: «Устав ВТО — что дышло: куда повернул, туда и вышло».
Когда Россию втягивали за уши в ВТО, то представители «пятой колонны» в нашей стране апеллировали к следующему аргументу в пользу вступления: мол, у нас появится международная площадка, на которой мы сможем отстаивать интересы нашего государства. Вы что-нибудь слышали о том, чтобы постоянный представитель РФ при ВТО ставил какие-то острые вопросы, защищал наши интересы в организации, раскрывал нарушения со стороны США и их союзников? Большинство людей даже не знают его имени-отчества. Для справки скажу: его зовут Дмитрий Лякишев, но он тише воды, ниже травы. Классический российский чиновник.
В последние годы бессмысленность деятельности ВТО стала бросаться в глаза. Предыдущий американский президент Дональд Трамп стал «отжимать» на мировых рынках позиции США столь жесткими методами, что даже толерантная ВТО стала ему мешать. Он поставил вопрос о выходе США из ВТО, но не успел этого сделать.
А что Россия? Помню, что когда нас втягивали за уши в эту организацию, то российские лоббисты из Минэкономразвития обещали, что через некоторое время после вступления будут сделаны оценки результатов и последствий вступления страны в ВТО. За эти годы Минэкономразвития успели порулить Алексей Улюкаев и Максим Орешкин, а с января 2020 года рулит Максим Решетников. Но мы так и не дождались подведения итогов. Нет никаких признаков, что и нынешний министр собирается подводить итоги десятилетнего пребывания России в ВТО.
За правительство и Минэкономразвития оценки результатов и последствий членства России в ВТО вынуждены делать политики, представители российского бизнеса, независимые эксперты. Напомню, что еще в 2017 году фракция КПРФ в Думе инициировала законопроект о выходе России из ВТО. Документ сопровождался пояснительной запиской, в которой было немало интересных цифр. Вот фрагмент записки «…за пять лет потери России от членства в ВТО „в разрезе бюджетной политики“ составили 871 млрд рублей. Очевидных выгод при этом зафиксировано не было. Дальнейший прогноз также неутешителен. За 8 лет членства — к 2020 г. — потери в добавленной стоимости российской экономики составят 12−14 трлн рублей, а потери рабочих мест — 1,9 млн».
Бессмысленность и даже вредность дальнейшего пребывания России в рядах ВТО особенно стали очевидными после начала санкционной войны против нашей страны в феврале этого года. Приведу лишь некоторые фрагменты того, как развивались события с того момента.
15 марта секретариат ВТО получил от 14 членов организации заявление о планах лишить Россию режима наибольшего благоприятствования в торговле. Речь идет о США, Великобритании, Евросоюзе, Молдавии, Канаде, Норвегии, Республике Корея, Японии, Албании, Австралии, Исландии, Новой Зеландии, Северной Македонии и Черногории.
Примечательно, что к тому моменту одна страна уже лишили Россию РНБ. Это Канада, издавшая указ об отмене РНБ в отношении товаров из России и Белоруссии. Это означает, что ввозимые в страну российские и белорусские товары будут облагаться импортной таможенной пошлиной в размере 35% вместо прежних нескольких процентов. До сих пор такую тарифную ставку Канада применяла лишь к Северной Корее. Впрочем, Канада располагается примерно на 50-м месте в списке торговых партнеров РФ, с долей в 0,3% в общем объеме нашей внешней торговли.
Второй стала Япония. Ее значимость в нашей внешней торговле выше — 2,5−3,0%. Решение в Токио было принято 16 марта. Наконец 7 апреля за отмену режима наибольшего благоприятствования в торговле для России и Белоруссии почти единогласно проголосовали в Конгрессе США (доля США во внешней торговле составляет примерно 4,5%).
Что касается европейцев, они пока жмутся. И их нерешительность объясняется тем, что доля ЕС во внешней торговле РФ существенна — более одной трети. Причем Европа понимает, что Россия также лишит ее РНБ. А Европе он нужен больше, чем России, т.к. европейский экспорт в Россию состоит преимущественно из товаров, которые имеют повышенные импортные пошлины. Европейцы справедливо признают, что РНБ — краеугольный камень послевоенной системы международной торговли, который стал ключевым принципом учрежденного 75 лет назад ГАТТ. Если этот камень убрать, то рухнет вся конструкция. Но Вашингтон подталкивает их к лишению России РНБ. Такой шаг для Европы будет выстрелом в ногу.
Тем не менее, главные чиновники ЕС подпевают Вашингтону и требуют не только лишения России РНБ, но также приостановки ее членства в ВТО и даже исключения из организации. Как это ни удивительно, но желание русофобов из Нового и Старого света исключить Россию из ВТО совпадает с желанием тех граждан России, которые хотят возрождения России и ее победы в экономической войне с коллективным Западом. В частности, в Думе активизировалась деятельность народных избранников из разных партийных фракций за выход из ВТО.
21 марта депутаты от «Справедливой России-За правду» внесли в Госдуму проект федерального закона о денонсации Россией протокола о присоединении к ВТО (это было реакцией на обращение 14 государств-членов ВТО с требованием лишить Россию РНБ). Депутаты заявили, что России следует покинуть ВТО «в целях защиты национальных интересов Российской Федерации, необходимости проведения протекционистской политики, в качестве ответных мер на санкционное давление и в качестве самозащиты».
Депутат Госдумы Михаил Делягин, поддержавший законопроект, отметил: «В случае выхода из ВТО в России активизируется инвестиционный рост, и мы получим в первый год несколько десятков миллиардов долларов дополнительной прибыли. Мы сможем защищать свой внутренний рынок от недобросовестной конкуренции. Мы присоединились к ВТО на кабальных колониальных условиях, продиктованных нашими либералами. И у нас просто подавление отечественного производства».
20 апреля 2022 года депутат от КПРФ Николай Коломейцев предложил обратиться к правительству с требованием предоставить информацию о целесообразности пребывания России в ВТО и других организациях. Предложение парламентария поддержал спикер Госдумы.
17 мая на пленарном заседании X Парламентских встреч в Совете Федерации сообщил вице-спикер нижней палаты парламента Петр Толстой сообщил, что МИД РФ направил в Госдуму список соглашений России с международными организациями для рассмотрения их на предмет возможной денонсации. По его словам, речь может идти о выходе России из Всемирной торговой организации (ВТО) и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Россия вышла из Совета Европы, теперь на очереди выход из ВТО и ВОЗ, которые в отношении нашей страны пренебрегли всеми обязательствами». Кроме того, исполнение соглашений и договоров с ними наносит стране «прямой ущерб», добавил парламентарий.
Вопрос о членстве России в ВТО попал и в поле зрения Президента РФ. 20 мая Владимир Путин заявил о необходимости актуализации стратегии участия России в ВТО и проверки законности решений зарубежных контрагентов. Президент РФ поручил правительству дать оценку санкциям от государств-членов ВТО и представить предложения по обновленной стратегии участия России в организации. Поручения главы государства 20 мая опубликовала пресс-служба Кремля.
«Правительству РФ провести комплексную оценку принятых в 2022 году государствами- членами Всемирной торговой организации мер по ограничению торговли с РФ на предмет их соответствия правилам и принципам этой организации», — говорится в распоряжении президента Путина. Также кабмину поручено представить предложения по обжалованию Россией ограничительных мер в рамках ВТО.
Конечно, хорошо, что правительству дано такое поручение. Правда, было бы лучше, если оно родилось бы еще в 2014 году, когда на нас свалились первые санкции коллективного Запада. Напрямую в своем поручении В. Путин не ставит вопрос о выходе из ВТО. Но обжаловать ограничения коллективного Запада против России в рамках ВТО (как того требует поручение) не реально. И, может быть, на следующем этапе исполнения поручения президента задача выхода из ВТО выйдет на первый план. Конечно, бюрократическая волокита в рамках исполнительной власти затягивает решение о выходе из ВТО. Может быть, ускорить процесс принятия федерального закона о денонсации Россией протокола о присоединении к ВТО, проект которого обсуждается в Думе с марта этого года?